345

21 июня 2015 г.

Писатель, который наблюдает жизнь

"К поэзии всегда необходима странная химическая добавка, которая сделает поэта любимым"
Катя КАПОВИЧ
Cегодня отечает свой день рождения наша соотечественница поэтесса Катя КАПОВИЧ. Родилась в Кишинёве, училась на факультете иностранных языков в Нижнем Тагиле,  работала в разных местах (например, замеряла резервуары в нефтехранилищах). В 1990 г. уехала в Израиль, в 1992 г. – в США. До отъезда за границу не печаталась. За книгу "День Ангела и Ночь" стала лауреатом премии "Апотропос". После переезда в Америку в 92-ом выпустила роман в стихах "Суфлер" и сборники "Прощание с шестикрылыми", "Перекур", "Веселый дисциплинарий" и "Свободные мили".
 Публиковалась в журналаx "Знамя", "Новый мир", "Звезда", "Арион", "Новый Журнал", "Постскриптум", "Нева", "Время и мы" , "22" и др.
Начиная с 1997 года пишет по-английски. Стихи на английском языке выходили в литературной периодике, включая London Review of Books, Ploughshares, Harvard Review, The Antioch Review, The American Scholar, The Antigonish Review, The Massachusetts Review, Press, Slate, Salamander, Leviathan Review и др. В 2001-2002 году получила национальную литературную премию Библиотеки Конгресса за книгу английских стихов "Gogol in Rome". Сегодня живет в Кембридже, работает редактором англоязычного поэтического журнала Fulcrum.
В нашей библиотеке вы сможете прочитать:
  • День ангела и ночь/ Катя Капович. –Иерусалим: Мория, 1992. -176 с.
  • Милый Дарвин : [стихи]/ Катя Капович; Худ. Стас Полнарев. -М.: Икар, 2008. -128 с.
  • Контрабандистка: Рассказ // Знамя. – 2010. - № 5. – С. 105 – 114.

Другие произведения Кати Капович можно найти в интернете:
  • Суфлёр: Роман в стихах. — М.: Московский Парнас, 1998.
  • Прощание с шестикрылыми. — Кембридж—Нью-Йорк, 2001.
  • Перекур: Стихотворения. — СПб.: Пушкинский фонд, 2002.
  • Gogol in Rome. — Salt Publishing, 2004.
  • Весёлый дисциплинарий. — М.: Новое литературное обозрение, 2005.
  • Свободные мили. — М.: АРГО-РИСК, Книжное обозрение, 2007.
  • Cossacks and Bandits. — Salt Publishing, 2008.
  • Вдвоём веселее (рассказы). — М.: Астрель, 2012.
  • Другое. — М.: Воймега, 2015.

 
Рита Бальмина. Портрет Кати Капович 

Я умру, где читают по кругу
Тютчев, Вяземский, Блок, Сологуб —
и не мне круговую поруку
замыкать шевелением губ.

Я уснула под эти распевы
за простым деревянным столом:
Тютчев справа и Вяземский слева —
грустно, муторно в мире моем.

А ведь где-то в глухом Кишиневе
в это время бутылку в карман
прячет Хорват, и ловит на слове
наши души осенний туман.

***
в и з и т н а я     к а р т о ч к а
ОПЫТЫ

Приделай к воздуху мотор сенокосилки
и крылья мельницы, заглохшей в прошлом веке,
и ты получишь ангела в пробирке,
как сказано в одной ацтекской книге.

Смешное чудище, сородич динозавра,
фанерный ангел на ногах неровных,
тебя я водворю в такое завтра,
где вещи наконец антропоморфны.

И ты взлетишь над снежною землею,
над контурною картой континента,
над неподвижной синею рекою,
шуршащей за спиной, как изолента.

*** 
Если буду жива, не помру,
то найдусь как свидетель
подтвердить, что я шла по двору
в чистом утреннем свете.
Босиком, по колено в росе,
там еще были шпалы,
поезд гнил об одном колесе,
не пришедший к вокзалу.
И тоски не скрывая своей,
вор, сосед дядя Коля
кишиневских стремал голубей.
Синим “вольному воля”
было выколото на груди,
а он, голый по пояс,
ждал и ныне все ждет: загудит
и пойдет его поезд.

*** 
В пустоте осинового подлеска,
где взбухают железы Прут-реки,
я стояла, взгляд наводя на резкость
на румынский берег из-под руки.

Так кузнечик тикал в поселке раннем,
что казалось, вот-вот взорвется он.
От меня поодаль прошли крестьяне,
пронесли под мышкой аккордеон.

Тра-ла-ла-ла... — понеслась музыка
над чертой оседлости, над рекой.
В пограничном небе всплыл крестик Мига,
белый-белый в пропасти голубой.

*** 
За домом вырос сквер, где я сирень ломала:
на кладбище ее в тот год осталось мало –
там бабы с магалы все обломали, видно,
и продали уже. Одновременно стыдно
и сладко вспоминать жизнь, что прошла куда-то
туда, где больше нет ни девочек, ни сада,
ни мальчика в очках, и только я брожу.
Душа моя, я знаю тут крылечко,
где можно тихо сесть спиною к гаражу
и выдохнуть колечко.
К нам урка подходил стрельнуть на опохмел.
Наш был ответ простой: а Мотыля ты знаешь?
И он к тебе не лез и долго вбок глядел,
туда, где в кладке не хватало клавиш.
Мотыль в тот год учил, что если будут бить,
бежать нельзя, бить в пах ногою,
на помощь звать, “да-нет” не говорить.
И белый свет в глазах не путать с чернотою.

*** 
Люби меня, как я тебя
любить не обещала никогда,
то не хватало в голове огня,
то отвлекался взгляд на поезда,
В них пахло кишиневской колбасой,
нам водку подливал один хохол,
и музыка играла, Боже мой,
ужасная. Он в Киеве сошел.
А мы лежали и до темноты
все слушали ее. Какой кошмар.
Ведь мы поэты были, я и ты,
и все в Москву везли свой божий дар.
А довозили смятые листки
и в жирных пятнах бедные слова.
Теперь, поди, не вспомнить ни строки,
но как в тот год кружилась голова.

***  
Окончен отопительный сезон,
и выстудились за ночь батареи.
Весь день летает по пустой квартире,
как шаровая молния, плафон.

Ступени, как разбитый ксилофон,
мастикой пол сияет в коридоре.
Из всех вещей, нам данных априори,
важнейшее в искусстве - верный тон.

Из всех томов, одетых в коленкор,
главнейшие стоят без коленкора -
Цветков и Мандельштам, и Женя Хорват,
зачитанный, как смертный приговор.

*** 
Я тоже ела без ножа и вилки
бесплатный харч в одном осеннем парке,
где вылинявшие, как после стирки,
старушки на траве играли в карты.
С бумажною летающей тарелкой
шел человек к столу просить добавки,
тряся квадратной головой так мелко,
что черт лица не видно было как бы.
Не видно было губ его дрожащих,
взгляд не светился радостью воскресной.
И ангел спрятал дело в черный ящик
в тот полдень в канцелярии небесной.
Но отчеркнул, гад, поперек страницы:
такому-то, за номером таким-то,
сегодня отпустить половник риса,
накапать в чай для опохмелки спирта.

А дальше в ручке кончились чернила,
и я пошла, хрустя листвой опавшей.
Мне было хорошо и плохо было,
я что-то там насвистывала даже.


Приходите в библиотеку и насладитьесь чтением!

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...